* Малороссиянов Александр Леонидович

* Малороссиянов Александр Леонидович

Родился 20 августа 1956 года. Образование высшее. Окончил Красноярский политехническй институт, автодорожный факультет. Специальность - инженер-строитель автомобильных дорог.

До направления на ликвидацию последствий катастрофы на ЧАЭС работал инженером-геодезистом СМУ-6 УС «Сибхимстрой».

На ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС был командирован в 1986 году от «Сибхимстрой».

Принимал участие в ЛПК на ЧАЭС с 17.06.1986 года по 6.08. 1986 года. Работал старшим прорабом УС - 605. В задачи входили: разбор завалов и уборка пожарной техники около 4-го энергоблока, уборка зараженного грунта и замена его бетоном из чистых компонентов, обеспечение доступа техники, материалов, людей для строительства укрытия 4-го энергоблока во втором районе строительства (боковая стена объекта «Укрытие»), строительство фундаментов и нижнего ряда конструкций объекта «Укрытие».

Получил дозу облучения 12,5 рентген, установлена II группа инвалидности.

За мужество и самоотверженные действия при ЛПК на ЧАЭС, был поощрен благодарственными письмами.

Награды:

- орден Мужества.

                        Воспоминания Александра Леонидовича:

«Первое впечатление – как в начале войны. Бардак. Никто ничего не знает. Со мною было двое: направленный от СМУ-6 Юрий Александрович Чернов главный инженер одного из участков СМУ-6, прораб Александр Михайлович Шипагин.

Удалось первым купить билет Шипагину. Он и улетел первым. А мы с Юрием Черновым на следующий день улетали.

Прибыли в Борисполь. Нас должны были встретить, но почему-то не встретили. Ходим по аэропорту, ищем объявление, где документы принимают. Видим: ходит патрульный милиционер. Спрашиваем у него, как добраться до Чернобыля. У него сначала глаза округлились, а потом он рассказал, что от поста ДПС идут машины на Чернобыль. Уже вечерело, и мы с Черновым поехали до той остановки, которую указал старшина милиции.

Когда подъехали к пункту ДПС и подошли к нему, то увидели, что нет никакой колонны техники. Зашли в здание. Там сказали, что техника идет не отсюда и предложили подождать, когда автобус до Вышгорода подойдет. Сидим с час на лавочке. Подходит старенький автобус. Мы попросились. Нас взяли. Доехали через час-полтора до Вышгорода. Водитель показал на темноту: «Туда идите, там бетонный завод».

…Шлепаем по грязи, и, буквально, лбом упираемся в забор бетонного завода. Зашли в проходную. Там в темноте мужчины и женщины сидят. Они сказали, что возят бетон на Чернобыль, но сейчас свет вырубили, и придется подождать.

…Сидим, минут через 10 врубается свет. Видим: ДВОР УСТАВЛЕН "МИКСЕРАМИ". Садимся в первую же бетономешалку. Едем-едем… Часа три ехали. Ночь уже глухая стоит. Подъехали к контрольно-пропускному пункту. Подходит милиционер в респираторе. Спрашивает: «Кто такие?». Мы показываем ему «командировки», то есть, командировочные листы. Он глянул и спросил: « Почему в таком виде?». Ну, понятно, мы ему ничего толкового ответить не смогли. Он взялся нас немного подвезти.

Проехал минут пять. Высадил нас, а сам уехал в сторону Припяти. А нам сказал: «Идите прямо. Вас кто-нибудь подберет».

Идем мы с Юрой Черновым по дороге в своих цивильных костюмчиках, а кругом знаки на обочине: «Заражено!». Навстречу движется колонна дезактивационных машин. Проехали, грязью обдали…

Прошагали мы таким макаром километров шесть. Тут догоняет нас УАЗ. В нем - дежурный дозиметрист. У него на заднем сидении – счетчик. Он довез нас до Чернобыля. Мы сказали, что нам надо до автовокзала, он и высадил нас там.

На автовокзале - ни единой живой души… Смотрим: на столбах и подъездах наклеены тетрадные листочки: «Штаб эвакуации». «Правительственная комиссия».

Подошли мы к зданию автовокзала. Видим: там внутри что-то светится, а возле входа - труба, из которой течет вода. Мы сообразили, что это для обмыва зараженной обуви. Рядом - спецковрик, чтобы обтереть ноги, дальше - дверь. Постучались в нее. Вышел солдатик в респираторе. Он впустил нас внутрь. Зашли. Смотрим: вся мебель, которая бывает в автовокзале, вынесена. Все покрыто линолеумом. Каждые два часы солдатики мыли полы, чтобы радиоактивная грязь не накапливалась.

Сели мы на лавочку. Ждем. Часов в 9 подъехали автобусы. Выходят из них люди в спецодежде и респираторах… Затем УАЗ подкатил. Из него вышел Рыгалов - весь в белом и в респираторе. Я его узнал, поскольку уже встречался с ним по работе. Подхожу к нему и говорю: «Мы от Штефана. Присланы в ваше распоряжение». Рыгалов тотчас дал задание своему заму заняться нами. Зам стал рассказывать, что мы должны были сначала на станцию Тетерев прибыть… А потом посадил нас в первый же возвращающийся со смены автобус.

Приехали мы в «Голубые озера». Прибыли в отдел кадров. Все рассказали. Прибегает Сперанский. Он был в ужасе, когда узнал о наших «приключениях».

Прошли мы инструктаж. Получили спецодежду. Разместили нас в «Солнечном». Еще ничего не было толком организовано. На своем питании какое-то время жили, питались теми продуктами, которые нам жены в дорогу дали.

Уже когда нас в «Солнечном» разместили, вышли мы с Юрой Черновым оглядеться. Смотрим: Шипагин идет. Оказалось, он почти с такими же «приключениями» добирался до места. Так же как и мы, он помыкался в городе, но никакой конторы не нашел. Сел на «Ракету». Подплыл к 30-километровой зоне. Стал требовать отвезти его в Чернобыль. Но милиция сначала доставила его в КПЗ. Там разобрались, что к чему. Выдали Шипагину простыню, и переночевал он на этой простыне в камере предварительного заключения... Оттуда поутру отвезли его в «Голубые озера».

Дозиметристы проверили нас и поразились, что «фонит» непомерно. Громадную дозу хватанули, добираясь до места… Так и не отстирали мы те наши костюмчики, в которых до Чернобыля топали.

Что касается той дозы, что у меня в карточке стоит за всю командировку, то… У прорабов меньше 2-3 трех доз за смену не получалось, но дозиметристы говорили, что больше 0,5 рентгена не могут написать. Протестовать было бесполезно. Что написали, то написали.

Когда уже мы с месяц поработали, пришли новые санитарные нормы…

Потребовалось переоборудовать комнаты дозиметриста, чтобы был отдельный вход, чтобы в каждой комнате стоял сейф, где следовало хранить документы. Никому не разрешено было сообщать людям полученные ими дозы. Однако, мы, руководившие работами, все равно в журналы заглядывали и старались в следующую смену оставить переоблученных или же отправить их в менее зараженную зону. Как могли, старались беречь людей. Но как там было уберечь кого-то и уберечься самому? Помню такой случай… В здание ХОЯТ, где была прорабская и бытовки, привезли газоанализатор, показывающий количество радионуклидов в воздухе. Включили мы его, а он пищит. Попробовали запустить его в нескольких режимах. А он все равно пищит. Даже инструкцию почитали, решив, что, возможно, что-то не так подключили, но оказалось, в инструкции написано, что сигнал зуммера свидетельствует о превышении допустимой концентрации нуклидов в воздухе. В общем, выключили мы прибор, чтоб не действовал на нервы. Сели, закурили… А потом продолжили работу. Вот так-то…».


Слайды
Сайт посвящён хроникам ликвидации аварии на ЧАЭС и участникам этих событий, которые были направлены из г.Красноярска-26 (ныне Железногорск).
Cайт Красноярской краевой общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» и Местного отделения ККО ОИ СЧ г.Красноярска
2012 © Интернет-музей, посвящённый участникам ликвидации аварии на ЧАЭС из Красноярского края. Создан на средства государственной краевой грантовой программы «Социальное партнёрство во имя развития» по заказу КРО Союз «Чернобыль» г.Красноярск при содействии МБУК «Музейно-выставочный центр» ЗАТО г.Железногорск. Все права защищены!
Разработан на платформе «1С-Битрикс»
Создание и поддержка: Сергей Ерошкин