Дорогие друзья!
За прошедшие 25 лет со дня Чернобыльских событий выросло и вошло в активную жизнь новое поколение. Сегодня важно сохранить в памяти и передать молодежи свидетельства очевидцев о тех драматических событиях и о тех самоотверженных людях, которые ценой своей жизни спасали многие тысячи жизней других людей, ликвидируя последствия аварии на Чернобыльской АЭС.
В произведениях художника Алишера Пяткова запечатлены ликвидаторы Чернобыльской аварии. Для истории, для всех нас. Их жизнь и труд — пример стойкости перед смертельной опасностью и ответственности за нашу безопасность и жизнь. И сам Алишер Пятков — из их числа. Поэтому его творческое свидетельство о Чернобыльских событиях обращено к нам с призывом к бдительности и ответственности.
И.В. Конышев,
Начальник Управления
по работе с регионами
Государственной корпорации
по атомной энергии «Росатом»
Поэтами рождаются. Латинское высказывание
Алишер Пятков - художник и сын художника. Это уже — начало династии. Случай нередкий, примеры можно найти еще в Древнем Египте. Некогда отец передавал сыну мастерство и готовую мастерскую, а с ними - пусть не самый престижный, недостаточно надежный статус и место в жизни. Все переменилось в новейшие времена. Культурный статус вознесся в заоблачные высоты, но оказался сопряженным с отчаянным социаль-ным риском. Тем не менее дети музыкантов берут в руки инструменты, дети актеров становятся лицедеями, дети художников идут в художники. Тут дело не в одной генетике, генетика иногда подводит. Многие и разные причины поощряют передачу священного огня от поколения к поколению. В их числе - сама атмосфера дома и мастерской: карандаши, мелки, краски, бумага, рисунки, дразнящий запах масла, разговоры, альбомы, разыгранное на глазах чудо рождения образа - все манит детскую руку, все искушает детскую психику, все незаметно впитывают нервные клетки. По-этому путь в искусство был у Алишера прямым и естественным: учеба в Центральной московской детской художественной школе, затем в Государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (в перерыве была служба в армии). Там молодого человека учили добротному реалистическому искусству. В графической мастерской, которой руководил народный художник СССР Н. А. Пономарев (практические занятия проводил Б. А. Успенский), Алишер постигал азы искусства. По-настоящему творческая судьба выстраивается во взаимодействии личности и ситуации. Что касается обстоятельств, то и тут творческая личность проявляется достаточно определенно. В случае Алишера Пяткова этим моментом истины была служба в армии. Ему выпала участь служить в войсках химической защиты и участвовать в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В этих непростых условиях Алишер не расставался с карандашом. В своих графических портретах ликвидаторов аварии он запечатлел запоминающиеся образы этих сильных духом и мужественных людей. Особую жизненную правду и художественную убедительность портретам сообщает то обстоятельство, что он изображал людей в их привычной обстановке. Он не стремится поразить нас внешними I эффектами. Его «оптика» стремиться проникнуть глубже поверхностного взгляда. Здесь уже видна не по годам зрелая душа художника.
Эмоциональной насыщенностью, духовным переживанием и изяще-ством исполнения отмечены его природные и урбанистические пейзажи, также выполненные в карандаше. Такие работы, как «Никитский бульвар» и «Никольская улица» (бумага, карандаш) «через край» наполнены воздухом и светом.
Пятков - блестящий мастер, владеющий обширным арсеналом средств трудного графического и живописного мастерства, четко мыслящий и сохраняющий верность себе на самых крутых стилистических виражах. В творчестве этого художника предметные формы, образуясь, сразу укладываются в равновесные, устойчивые и гармоничные порядки. Его графические работы подкупают высокой эстетической культурой. Здесь действуют критерии, которые никак не применимы к эстетически стерильным творениям современного мейнстрима. В работах Пяткова художественное качество то порознь, то в сочетаниях обеспечивается композиционной архитектоникой, гармонией силуэтов и плоскостей, четкой ритмической организацией, увлекательными преобразованиями форм.
Для выражения своих идей он выбрал графику. Гравер-живописец, в своих работах Пятков проявляет себя как великолепный композитор, легко и свободно соединяющий отдельные элементы, создавая образ величественной архитектуры. При этом выразительность создается силой и сочностью штриха, глубиной и бархатистостью теней. Его тени прозрачны, свет ровный, нет резких контрастов. Свечение идет из глубины, наиболее освещен задний план, первый план в тени. Эти приемы в дальнейшем утвердились в творчестве Пяткова.
Его офорты отличаются тонкостью серебристых переходов от света к тени и мягкой живописностью формы (например, «Древний Пе-реславль Залесский зимой»). Он вводит пейзаж в городскую ведуту: длинные лучи заходящего солнца придают высокий и торжественный строй изображению в офорте «Панорама Московского Кремля». В нем художник находит способ создать подвижное пространство при явной статике и симметричности композиции: пространство изменяется, расширяется лишь в воспри-ятии зрителя. Офортная игла передает усилие руки мастера и одновременно сохраняет ощущение непосредственности, спонтанности его работы.
Изобразительная сила Пяткова опирается на непревзойденную технику офорта, многократные травления и большое разнообразие штриха. Он достиг необычайной красоты черно-белых тональностей, от серебристых тонко нарисованных деталей, до глубоких бархатисто-черных теней первого плана. Он изображает реальные здания и, что очень важно, тонко гармонизирует их с архитектурными образами. В офортах «Вильнюс. Арка Витаса» и «Вильнюс. Старая улочка» художник достигает большой выразительности: он воссоздает атмосферу средневекового города, изображая его фрагменты.
В офорте «Черное и белое» Пятков решает проблему использования света и темноты. Он пробует возможности взаимодействия двух этих начал, причем, как в чисто пластическом, так и в чисто эмоциональном плане в равной степени. В этом листе основа (козел, пейзаж) - как бы первобытие, черное. Свет, который исходит от монастыря, создает определенное состояние драматичности и, более того, трагизма. Это взаимоотношение светлого и темного играет не формообразующую роль и даже, в первую очередь, не эмоциональную, но оказывается как бы зримым воплощением скрытых потенций, драматических возможностей, которыми насыщено человеческое бытие. Так сама графическая основа офорта, отношение темного и светлого, их взаимосвязь и взаимоборьба оказываются у Пяткова способом выражения художественного и человеческого миро-ощущения.
Уверенной рукой выполнены его работы в технике гуаши и офорта с акватинтой («Поморское село Гридино», б., гуашь, «Ленинград. Крюков канал», офорт, акватинта).
Незаурядные возможности живописца демонстрирует Алишер в серии средиземноморских этюдов (холст, масло). Темперамент живописца, который годами подчинялся сознательно принятому обету рациональности, интеллектуального расчета и терпеливой «виртуозе-рии», необходимых в искусстве офорта, прорвался здесь на волю языками пламени свободы. Кисть набирает на палитре комья текучего красочного теста и стремительно размазывает их по холсту, оставляя рельефные следы на шероховатой поверх-ности. Классическая взвешенность отступает под натиском живописной экспрессии. В его пейзажах основное — цветовое состояние воздушной среды, в которую погружено изображаемое. Пейзаж погружен в небо, как в воздушную ванну. Все, что происходит в небе, малейшие колебания цвета неба отражаются на погруженном в нем пейзаже. Поэтому с особой чуткостью художник определяет цвет каждого места в небе. Однако для того, чтобы иметь право создавать «музыку для глаз» (так Фальк определял живопись), надо в совершенстве изучить ту, которая звучит в природе, музыку цвета, света, пространства. Тонкий живописный слух помогает Пяткову решить эту задачу. Его живописные этюды поражают эмоциональной насыщенностью, лаконизмом формы, удивительной экономией и силой цвета. Тремя-четырьмя мазками он выражает то настроение, которое вла-дело им, когда он писал эти этюды.
«Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» (Н. Заболоцкий). Душа Алишера Пяткова - художника без устали трудится на ниве искусства. И сегодняшние результаты - лишь этап творческого восхождения.
Григорий Климовицкий, искусствовед