Родился 18 мая 1955 года в поселке Котик Иркутской области Тулунского района. Образование средне- техническое.
До направления на ЛПК на ЧАЭС работал водителем в 3-ей автобазе УАТ СХС. В июле 1986 года был направлен в Чернобыль от УАТ СХС. Участвовал в ЛПК на ЧАЭС с 29 июля по 19 октября в качестве водителя автобетоносмесителя 5 разряда.
Получил дозу облучения 24 рентген.
«Отличник Спецстроя», награжден медалью «За трудовую доблесть» и памятными знаками в связи с участием в ЛПК на ЧАЭС.
Ныне работает начальником ПДО УМ и АТ 921 ГУ ССТ №9 при Спецстрое России.
Воспоминания Александра Васильевича Гаруса:
«Информацию о Чернобыле узнал из теленовостей, где реальный масштаб катастрофы был явно преуменьшен. Более полную информацию о катастрофе на ЧАЭС получил, можно сказать, случайно…
Я занимался судомодельным спортом; кандидат в Мастера спорта. Десять лет выступал со скоростными моделями (гребными и воздушно-винтовыми) за сборную Красноярского края. В 1986 году, в июле, так получилось, в составе сборной Красноярского края, находился на Первенстве России в г. Грозном. Жили мы в заводском профилактории на берегу водохранилища. В это время там находилась на отдыхе группа ученых из Ленинграда, недавно обследовавших причины, следствия и масштабы аварии на ЧАЭС. Жили мы с теми учеными в одном профилактории и, конечно же, постоянно общались. Из разговоров я и узнал, что ликвидацию последствий аварии поручили Минсредмашу, его тогда возглавлял Славский. Я тогда уже понял, что, поскольку работаю в СХС, то придется поучаствовать и в ликвидации аварии на ЧАЭС.
По приезде домой, меня вызвали в военкомат, там вручили повестку на переподготовку. Я пошел с той повесткой к Анатолию Андреевичу Фролову (отдел кадров СХС). Он покрутил повестку в руках, потом позвонил военкому и спросил его по телефону, на каком основании наших работников пытаются куда-то забрать без его, Фролова, согласия. На что военком ответил: «Ваши люди написали заявление, что добровольно отправляются на переподготовку». Когда Андреевич разговаривал с военкомом, я стоял рядом и прокомментировал: «Врет военком!». Тогда Фролов мне сказал: «Не ходи больше туда, не бери никакие повестки, ликвидацию аварии будет проводить наше Министерство, а значит, почти все мы будем работать ТАМ».
Через какое-то время пришла телефонограмма из Чернобыля, от УС-605, с просьбой послать для работы по ликвидации аварии операторов бетоносмесителей. В связи с этим, к концу июня была срочно организована в автошколе УАТ СХС группа водителей для обучения на операторов бетоносмесителей. Через неделю мы окончили курсы, прошли стажировку и получили удостоверения операторов бетоносмесителей 5-го разряда.
Первой отправили группу из шести человек, в которой были: я, Юрий Мозговой, Юрий Дорошенко, Александр Рубанов, Анатолий Прутовых (светлая ему память) и Анатолий Кухаренко.
Отправляли нас от здания Управления СХС. Штефан тогда был начальником, а Вячеслав Иванович Паннус - главным инженером. Вячеслав Иванович - у него был рак горла, - догнал нас на УАЗике перед первым КПП, остановил наш УАЗик, переговорил с нами, дал напутствие: «Я при лечении получил облучение, кое-что об этом знаю и потому вам говорю, чтоб, в связи с высоким уровнем радиации на станции, никто из вас трезвым не был; чтобы, кроме водки и спирта, ничего не пили, и чтобы ни одна бумага мне оттуда по этому поводу не пришла!»
Работали мы хорошо, у нас была железная военная дисциплина на стройке, поэтому Вячеслав Иванович был абсолютно уверен, что и на ЧАЭС тоже будем отлично работать, он беспокоился, в первую очередь, о нашем здоровье: «Постарайтесь как можно меньше облучиться, используйте все меры защиты, которые только возможны. Постарайтесь минимальное время находиться в условиях высокой радиации. Имейте в виду, что придется применять все меры защиты, которые применяют на ГХК, а это – мыться, менять зараженную одежду и обувь. В обязательном порядке защищайте респираторами дыхательные пути».
Потом Вячеслав Иванович сказал: «Там летние лагеря. Народу будет размещено много, поэтому по приезде обязательно позвоните мне».
Прилетели мы на самолете в Борисполь, добрались до Киева, оттуда на электричке – до станции Тетерев. В полутора километрах от станции находился пионерлагерь «Голубые озера», а там, в двухэтажном красном здании располагался отдел кадров УС-605.
Когда оформились в УС-605, нас определили в 3-ю автобазу водителями, где начальником был Захаров. На следующий день должен был подойти эшелон с техникой и первую ночь мы провели в купейных вагонах на станции Тетерев.
Утром приступили к разгрузке эшелонов, а вечером пошли в кадры решать вопрос с жильем. Определили нас в пионерлагерь «Солнечный», там менялась смена начальников колонны автобаз, и мы разместились в каменном здании на первом этаже.
Ближе к ночи по связи «Береза» я позвонили Вячеславу Ивановичу Панусу, объяснили ему ситуацию с жильем и попросил вагончики, которые выпускал АРЗ СХС, отправить в Чернобыльскую зону для жилья.
Через неделю нам пришли 6 вагончиков. Мы 4 вагона поставили в пионерлагере «Солнечном» вокруг фонтана. А два отдали дозконтролю. В одном располагался дозконтроль, в другом – медпункт.
Поскольку работать надо было в высоких полях радиации, пришлось соответственно подготовить и технику, а именно, жестко приварить лотки, по которым бетон стекает с "Миксера" в насос.
Перегоняли "Миксера" на базу «Сельхозтехника» в Чернобыль. Поставили 20 новых машин на площадку в отстой, а 60 работали на линии в три смены.
Параллельно шло строительство бетонзавода в Чернобыле на площадке «Сельхозтехники». Также велось строительство станции перегрузки в деревне Капачи.
Никогда не забуду свой первый рейс на ЧАЭС. Я был поражен, потрясен увиденным - чуть волосы дыбом не стали! Четвертый блок был разрушен буквально до основания, если смотреть со стороны 2-го района… Разгружались за теневой стенкой, где было 600 рентген. Разгружались за минуту… Качали бетон насос в насос. Там стояли два насоса на расстоянии 50 метров друг от друга.
Одновременно с "Саркофагом", велось строительство столовой в Капачах. Столовая работала круглосуточно, «с колес», в три смены. Одновременно со столовыми строились ПУСО (пункты ускоренной санитарной обработки); диспетчерские пункты на станции перегрузки и на 4-ом блоке в районах, были оборудованы радиосвязью. Для того, чтобы люди меньше облучались и не стояли в очереди на разгрузке у 4-го блока, один "Миксер" разгружался, другой подходил, третий отходил от станции перегрузки. На разгрузке находилось столько "Миксеров", сколько было насосов в рабочем состоянии.
Чтобы не растаскивать колесами грузовиков радиацию, была построена станция перегрузки. В Чернобыле МАЗы грузили бетон, заезжали в 30-километровую зону, в деревню Капачи, там бетон пергружали на КАМАЗы-(миксеры) и везли еще 5 километров до 4-го блока через "Рыжий" лес.
Мы возили бетон, в основном, на 2-й район, но помогали еще и 1-му блоку и 3-му. Между 3-м и 4-м блоком в галерее стоял бетононасос, который качал бетон на 3-ий блок. На насосе стояли А. Туркулецкий и А. Зимин.
Через месяц пошли закрывать командировку к начальнику стройки, Лыкову, который встретил нас с начальником автобазы Захаровым. В то время мы в сутки качали через бетононасос по 5600 кубов, это очень высокие показатели. Лыков попросил нас всех остаться еще на месяц, но я не согласился, поскольку дочку нужно было в первый класс отправлять. Тогда начальник дал нам всем 10 дней отпуска и велел через 10 дней снова быть в Чернобыле.
Пришлось вернуться в Чернобыль ровно через десять дней.
На станции перегрузки работал дозконтроль, у всех были накопители и дозиметры. Дозиметр проверялся каждый день. Бывало, за рейс хватали 2-3 рентгена.
Рентгенаж фиксировался в журнале. По показаниям у меня к концу сентября было уже за 30 рентген. Начальник дозконтроля вывел меня из зоны повышенной радиации и посадил на пусковую смесь. Я отработал там до 19 октября.
…Работа в опасных и сложных условиях дает понять, кто ты на самом деле и что ты можешь в этой жизни…
Пионерлагерь "Солнечный", август 1986 года. На фото слева: Анатолий Прутовых, Александр Гарус, Валерий Елисеев.
Пионерлагерь "Солнечный", лето 1986 года.
В дверях присланного В. И. Панусом вагончика слева: Юрий Мозговой, Анатолий Прутовых, Александр Гарус.
На фото слева: В. Бабенко, А. Рубанов, А. Гарус. Лето 1986 года.
Александр Гарус за рулем КАМАЗ-"Миксера"
на выезде из 30-километровой зоны, лето 1986.
На территории бетонзавода, 1986 год.
Станция перегрузки (деревня Капачи), где бетон, привезенный с бетонзавода в Чернобыле, перегружали в бетоносмесители.
Фотография водителей, ехавших на смену в деревню Капачи.
Знак стоял перед въездом в Чернобыль.
Октябрь 1986 года, первый гололед: водитель из Челябинска
на пути к 4-му блоку не справился с управлением...