* Гарус Александр Васильевич

* Гарус Александр Васильевич

Родился 18 мая 1955 года в поселке Котик Иркутской области Тулунского района. Образование средне- техническое.

До направления на ЛПК на ЧАЭС работал водителем в 3-ей автобазе УАТ СХС. В июле 1986 года был направлен в Чернобыль от УАТ СХС. Участвовал в ЛПК на ЧАЭС с 29 июля по 19 октября в качестве водителя автобетоносмесителя 5 разряда.

Получил дозу облучения 24 рентген.

«Отличник Спецстроя», награжден медалью «За трудовую доблесть» и памятными знаками в связи с участием в ЛПК на ЧАЭС.

Ныне работает начальником ПДО УМ и АТ 921 ГУ ССТ №9 при Спецстрое России.

Воспоминания Александра Васильевича Гаруса:

«Информацию о Чернобыле узнал из теленовостей, где реальный масштаб катастрофы был явно преуменьшен. Более полную информацию о катастрофе на ЧАЭС получил, можно сказать, случайно…

Я занимался судомодельным спортом; кандидат в Мастера спорта. Десять лет выступал со скоростными моделями (гребными и воздушно-винтовыми) за сборную Красноярского края. В 1986 году, в июле, так получилось, в составе сборной Красноярского края, находился на Первенстве России в г. Грозном. Жили мы в заводском профилактории на берегу водохранилища. В это время там находилась на отдыхе группа ученых из Ленинграда, недавно обследовавших причины, следствия и масштабы аварии на ЧАЭС. Жили мы с теми учеными в одном профилактории и, конечно же, постоянно общались. Из разговоров я и узнал, что ликвидацию последствий аварии поручили Минсредмашу, его тогда возглавлял Славский. Я тогда уже понял, что, поскольку работаю в СХС, то придется поучаствовать и в ликвидации аварии на ЧАЭС.

По приезде домой, меня вызвали в военкомат, там вручили повестку на переподготовку. Я пошел с той повесткой к Анатолию Андреевичу Фролову (отдел кадров СХС). Он покрутил повестку в руках, потом позвонил военкому и спросил его по телефону, на каком основании наших работников пытаются куда-то забрать без его, Фролова, согласия. На что военком ответил: «Ваши люди написали заявление, что добровольно отправляются на переподготовку». Когда Андреевич разговаривал с военкомом, я стоял рядом и прокомментировал: «Врет военком!». Тогда Фролов мне сказал: «Не ходи больше туда, не бери никакие повестки, ликвидацию аварии будет проводить наше Министерство, а значит, почти все мы будем работать ТАМ».

Через какое-то время пришла телефонограмма из Чернобыля, от УС-605, с просьбой послать для работы по ликвидации аварии операторов бетоносмесителей. В связи с этим, к концу июня была срочно организована в автошколе УАТ СХС группа водителей для обучения на операторов бетоносмесителей. Через неделю мы окончили курсы, прошли стажировку и получили удостоверения операторов бетоносмесителей 5-го разряда.

Первой отправили группу из шести человек, в которой были: я, Юрий Мозговой, Юрий Дорошенко, Александр Рубанов, Анатолий Прутовых (светлая ему память) и Анатолий Кухаренко.

Отправляли нас от здания Управления СХС. Штефан тогда был начальником, а Вячеслав Иванович Паннус - главным инженером. Вячеслав Иванович - у него был рак горла, - догнал нас на УАЗике перед первым КПП, остановил наш УАЗик, переговорил с нами, дал напутствие: «Я при лечении получил облучение, кое-что об этом знаю и потому вам говорю, чтоб, в связи с высоким уровнем радиации на станции, никто из вас трезвым не был; чтобы, кроме водки и спирта, ничего не пили, и чтобы ни одна бумага мне оттуда по этому поводу не пришла!»

Работали мы хорошо, у нас была железная военная дисциплина на стройке, поэтому Вячеслав Иванович был абсолютно уверен, что и на ЧАЭС тоже будем отлично работать, он беспокоился, в первую очередь, о нашем здоровье: «Постарайтесь как можно меньше облучиться, используйте все меры защиты, которые только возможны. Постарайтесь минимальное время находиться в условиях высокой радиации. Имейте в виду, что придется применять все меры защиты, которые применяют на ГХК, а это – мыться, менять зараженную одежду и обувь. В обязательном порядке защищайте респираторами дыхательные пути».

Потом Вячеслав Иванович сказал: «Там летние лагеря. Народу будет размещено много, поэтому по приезде обязательно позвоните мне».

Прилетели мы на самолете в Борисполь, добрались до Киева, оттуда на электричке – до станции Тетерев. В полутора километрах от станции находился пионерлагерь «Голубые озера», а там, в двухэтажном красном здании располагался отдел кадров УС-605.

Когда оформились в УС-605, нас определили в 3-ю автобазу водителями, где начальником был Захаров. На следующий день должен был подойти эшелон с техникой и первую ночь мы провели в купейных вагонах на станции Тетерев.

Утром приступили к разгрузке эшелонов, а вечером пошли в кадры решать вопрос с жильем. Определили нас в пионерлагерь «Солнечный», там менялась смена начальников колонны автобаз, и мы разместились в каменном здании на первом этаже.

Ближе к ночи по связи «Береза» я позвонили Вячеславу Ивановичу Панусу, объяснили ему ситуацию с жильем и попросил вагончики, которые выпускал АРЗ СХС, отправить в Чернобыльскую зону для жилья.

Через неделю нам пришли 6 вагончиков. Мы 4 вагона поставили в пионерлагере «Солнечном» вокруг фонтана. А два отдали дозконтролю. В одном располагался дозконтроль, в другом – медпункт.

Поскольку работать надо было в высоких полях радиации, пришлось соответственно подготовить и технику, а именно, жестко приварить лотки, по которым бетон стекает с "Миксера" в насос.

Перегоняли "Миксера" на базу «Сельхозтехника» в Чернобыль. Поставили 20 новых машин на площадку в отстой, а 60 работали на линии в три смены.

Параллельно шло строительство бетонзавода в Чернобыле на площадке «Сельхозтехники». Также велось строительство станции перегрузки в деревне Капачи.

Никогда не забуду свой первый рейс на ЧАЭС. Я был поражен, потрясен увиденным - чуть волосы дыбом не стали! Четвертый блок был разрушен буквально до основания, если смотреть со стороны 2-го района… Разгружались за теневой стенкой, где было 600 рентген. Разгружались за минуту… Качали бетон насос в насос. Там стояли два насоса на расстоянии 50 метров друг от друга.

Одновременно с "Саркофагом", велось строительство столовой в Капачах. Столовая работала круглосуточно, «с колес», в три смены. Одновременно со столовыми строились ПУСО (пункты ускоренной санитарной обработки); диспетчерские пункты на станции перегрузки и на 4-ом блоке в районах, были оборудованы радиосвязью. Для того, чтобы люди меньше облучались и не стояли в очереди на разгрузке у 4-го блока, один "Миксер" разгружался, другой подходил, третий отходил от станции перегрузки. На разгрузке находилось столько "Миксеров", сколько было насосов в рабочем состоянии.

Чтобы не растаскивать колесами грузовиков радиацию, была построена станция перегрузки. В Чернобыле МАЗы грузили бетон, заезжали в 30-километровую зону, в деревню Капачи, там бетон пергружали на КАМАЗы-(миксеры) и везли еще 5 километров до 4-го блока через "Рыжий" лес.

Мы возили бетон, в основном, на 2-й район, но помогали еще и 1-му блоку и 3-му. Между 3-м и 4-м блоком в галерее стоял бетононасос, который качал бетон на 3-ий блок. На насосе стояли А. Туркулецкий и А. Зимин.

Через месяц пошли закрывать командировку к начальнику стройки, Лыкову, который встретил нас с начальником автобазы Захаровым. В то время мы в сутки качали через бетононасос по 5600 кубов, это очень высокие показатели. Лыков попросил нас всех остаться еще на месяц, но я не согласился, поскольку дочку нужно было в первый класс отправлять. Тогда начальник дал нам всем 10 дней отпуска и велел через 10 дней снова быть в Чернобыле.

Пришлось вернуться в Чернобыль ровно через десять дней.

На станции перегрузки работал дозконтроль, у всех были накопители и дозиметры. Дозиметр проверялся каждый день. Бывало, за рейс хватали 2-3 рентгена.

Рентгенаж фиксировался в журнале. По показаниям у меня к концу сентября было уже за 30 рентген. Начальник дозконтроля вывел меня из зоны повышенной радиации и посадил на пусковую смесь. Я отработал там до 19 октября.

Работа в опасных и сложных условиях дает понять, кто ты на самом деле и что ты можешь в этой жизни…

garus1a.JPG

Пионерлагерь "Солнечный", август 1986 года. На фото слева: Анатолий Прутовых, Александр Гарус, Валерий Елисеев.

garus2a.JPG

Пионерлагерь "Солнечный", лето 1986 года. 

В дверях присланного В. И. Панусом вагончика слева: Юрий Мозговой, Анатолий Прутовых, Александр Гарус.

garus3a.JPG

На фото слева: В. Бабенко, А. Рубанов, А. Гарус. Лето 1986 года.

garus4a.JPG

Александр Гарус за рулем КАМАЗ-"Миксера"

на выезде из 30-километровой зоны, лето 1986.

garus5a.JPG

На территории бетонзавода, 1986 год.

garus6a.JPG

Станция перегрузки (деревня Капачи), где бетон, привезенный с бетонзавода в Чернобыле, перегружали в бетоносмесители.

garus7a.JPG

Фотография водителей, ехавших на смену в деревню Капачи.

Знак стоял перед въездом в Чернобыль.

garus8a.JPG

  Октябрь 1986 года, первый гололед: водитель из Челябинска

на пути к 4-му блоку не справился с управлением... 


Слайды
Сайт посвящён хроникам ликвидации аварии на ЧАЭС и участникам этих событий, которые были направлены из г.Красноярска-26 (ныне Железногорск).
Cайт Красноярской краевой общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» и Местного отделения ККО ОИ СЧ г.Красноярска
2012 © Интернет-музей, посвящённый участникам ликвидации аварии на ЧАЭС из Красноярского края. Создан на средства государственной краевой грантовой программы «Социальное партнёрство во имя развития» по заказу КРО Союз «Чернобыль» г.Красноярск при содействии МБУК «Музейно-выставочный центр» ЗАТО г.Железногорск. Все права защищены!
Разработан на платформе «1С-Битрикс»
Создание и поддержка: Сергей Ерошкин